Сегодня кинематография Узбекистана в целом преодолела общее кризисное состояние: наблюдаются тенденции увеличения производства кинофильмов, сформирована новая система кинопроката, в стране создается эффективная киносеть, применяются современные механизмы продвижения кинопродукта.
В настоящее время наблюдается недостаточная инвестиционная привлекательность киноотрасли, в частности ее первичного элемента – кинопроизводства, что подтверждается значительной долей государственных средств, инвестированных в фильмопроизводство частными киностудиями, и ростом их доли в общем объеме инвестиций частных производителей.
Основными факторами, негативно влияющими на развитие кинематографии, являются существенные различия в целях хозяйствующих субъектов. Так, с позиций конкретных субъектов кинематографической отрасли приоритетными средствами развития выступают быстроокупаемые проекты, которые в большей степени удовлетворяют потребности платежеспособного населения и не всегда соответствуют общемировым стандартам морально-этического качества.
Определение стратегических направлений развития кинематографии непосредственно связано со сложившимися тенденциями функционирования структурных компонентов киноотрасли (кинопроизводства, кинопроката, кинопоказа), обусловленными различными условиями хозяйствования, уровнем технологического обеспечения отдельных предприятий, которые могут в основном действовать и в среднесрочной перспективе, а также с влиянием факторов внешней среды. В этой связи возникает необходимость формирования системы обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегий развития кинематографии на основе прогнозных оценок развития отрасли, которые учитывали бы интересы всех контрагентов рынка кинопродукции.
Чтобы состоялся любой рискованный проект, а кино относится именно к этой категории, необходимы два участника: тот, кто делает кино, и тот, кто его финансирует. Можно много говорить о прокатной судьбе проекта, но это вторично. Первично – чтобы запуститься, нужны деньги. Вопрос, откуда продюсеры добывают средства на запуск кинопроектов, пожалуй, самый мистический и закрытый в Узбекистане.
Последнее время много пишут о том, что узбекский кинобизнес наконец-то стал бизнесом, приносящим прибыль. Это полуправда! С одной стороны, кинобизнес действительно стал приносить прибыль, и для этого есть объективные причины. С другой стороны, этот бизнес еще не стал полноценным, т. к. еще не оформился как респектабельный инвестиционный продукт. Следовательно, системный инвестор еще не пришел в этот бизнес, более того, в Узбекистане еще не возникла финансовая инфраструктура киноиндустрии. Как уже говорилось выше, в финансировании кино участвуют две стороны (инвестор и продюсер), которые руководствуются одним мотивом – получить прибыль за счет вложенных средств, в данном случае при создании и продвижении кинопродукта. Инвестор заинтересован, во-первых, не потерять своих денег, а во-вторых, получить доход, и чем яснее он будет представлять механизмы возврата средств и минимизации рисков, тем быстрее и охотнее он инвестирует. Задача продюсера состоит в том, чтобы убедить инвестора в реалистичности и доходности проекта. Чем лучше они будут понимать друг друга, тем выше вероятность успешной сделки. Как минимум, они оба должны разбираться в бизнесе, в противном случае это будет разговор слепого с глухим.
Национальное агентство «УзбекКино» большую часть средств направляет на финансирование кинопроектов ОАО «УзбекФильм», которое, по сути, является морально и технически устаревшим. В то время, как весь прогрессивный мир, все крупнейшие киностудии от Голливуда до Болливуда перешли на высококачественную цифровую технику, снимающую на HD-Video формате, мы все еще остаемся в прошлом веке, предпочитая дорогую и не оправдывающую себя кинопленку.
В нашей стране уже есть несколько прогрессивных частных студий, которые на собственные средства закупили цифровую технику формата HD-Video, но выпускает крайне мало продукции из-за скудного потока инвестирования проектов со стороны государства.
В то же время все средства широким потоком направлены в ОАО «УзбекФильм», где они исчезают, как в черной дыре, выплевывая время от времени однодневный продукт, который даже на отечественном рынке не пользуется спросом.
Конечно, вся ответственность ложится на руководство ОАО «УзбекФильм», которое словно застыло в средневековом экстазе.
К счастью, благодаря своевременным и необходимым программам правительства нашей страны, в области предпринимательской деятельности и антимонопольного права были введены ряд нормативных актов, позволяющих всем предпринимателям становится в один ряд, обладать равными правами, в данном случае частных киностудий и ОАО «УзбекФильма». Это является следствием того, что ушедшие с ОАО «УзбекФильм» талантливые сценаристы, режиссеры, операторы, гримеры, костюмеры, художники и другие творческие деятели воплощают свои творческие замыслы в частных студиях и получают гонорары выше в несколько раз, чем получали в ОАО «УзбекФильм».
Мы беседовали с рядом творческих личностей Узбекистана, с теми, кто стоял на заре узбекского кинематографа, и у всех было единое мнение о состоянии нашего кинематографа на сегодняшний день. Наиболее полно оценил ситуацию заслуженный деятель нашей страны Шухрат Аббасов, интервью с которым мы приведем здесь без ремарок.
«Для подъема узбекского кинематографа нам необходима высшая школа, которая готовила бы режиссеров, сценаристов, актеров для кино. У нас нет ни ВУЗа, ни школы-студии, ни киностудии, которые бы готовили кадров для кинематографа.
Мастерство актера, мастерство режиссера – это основа основ.
Для решения этого вопроса, в первую очередь надо создавать учебные киностудии. Надо обеспечить техникой. Техническое обеспечение, переоснащение, этой киностудии. Надо создать павильон, ему (режиссеру – прим.) надо снимать в павильоне. Кадр со светом. Оператор и режиссер должны создавать художественный образ, портреты, крупные планы, искать способы выразительности. Воспитывать надо и режиссера, и актера одновременно, и оператора. Сценарный раздел должен быть. Все это должно быть там, вот в этой киностудии (в школе-студии – прим.). В этой киностудии должны быть мастера, которые возьмут себе подопечных.
Должен быть предмет эстетики. Без философии искусства - искусства быть не может. У нас в кино малообразованные люди выходят. Как они будут делать гениальные картины? Нельзя доверять кино, искусство, творчество, а особенно судьбы творческих людей непрофессиональным людям, администраторам, чинушам.
Не является ли киностудия УзбекФильм таковой киностудией? Она ведь считается самой крупной в Узбекистане.
Нет, нет! Про УзбекФильм надо забыть! Это не киностудия. Это контора, которая только деньги зарабатывает, воруют себе и халтурят. Понимаете? Это шайка людей там сидит. Захватила. Это кладбище, а не киностудия!
Нельзя им вообще деньги давать. Государство должно давать деньги на конкретные проекты. Есть талант, есть проект, вот его нужно поддерживать. А не направлять все средства на УзбекФильм, где они пропадают неизвестно куда.
Нужно собрать художественный совет из талантливых людей, которым правительство доверяет. И этот художественный совет должен смотреть все проекты. И государство должно поддерживать эти проекты, так как они несут в себе свет духовности, они помогают людям и стране.
Качество художественного совета тоже играет огромную роль. Что это за люди?
Во-первых, исполнитель, в чьих руках бюджет и производство, в данном случае руководитель УзбекФильма должен быть бескорыстный, честный, думающий о сверхзадаче, думающий об искусстве Узбекистана, а не о своем кармане. Где такого человека найдешь? Днем с огнем сейчас не найдешь. Все ушлые…
Вот что страшно… В эпоху первоначального капитализма, где обходят налоги, на сговор идут, делают откаты, вот это все губит кино. Тут искусство не родится никогда и никоим образом!
Нужно воспитывать новое поколение кинематографов. А как воспитаешь, когда уважения нет? Для этих людей уже нет авторитетов. Никто никого не признает. Чуть-чуть заработал, у него уже нос кверху, амбиции.
Сейчас есть еще мастера. Но 20-30 лет – срок исторический. Уйдут и они, и обрыв произойдет просто катастрофический! Это как крик, как возглас: пока есть мастера, взять мастерскую, набрать туда сценариста, режиссера, оператора, художника, актеров, аппаратуру и воспитать хотя бы какое-то поколение. Потому что искусство из рук в руки переходит. Не научишься теоретически. Не освоишь пока практически не попробуешь.
Мастера сейчас отстранены от УзбекФильма. Нет сейчас там ни одного, кто бы делал настоящее талантливое кино. Который бы мог показать начинающим режиссерам, операторам, актерам, каким должно быть кино.
Почему вы не обращаетесь в ОАО «УзбекФильм», чтобы создать там свою мастерскую?
Вы что? Там наши деньги потонут. Там все развалено. Это легче делать при учебном заведении. Нужно создать Академию кино.
Вот президент написал сейчас книгу: «Юксак манавият - енгилмас куч» (Высокая духовность - неодолимая сила), и там про кино он сказал: «каждый раз, когда я смотрю такие картины, как «Тахир и Зухра», «Утган кунлар», «Ты не сирота», «Махаллада дув-дув гап», я убеждаюсь в том, что мы создали школу узбекского национального киноискусства. В последующие годы они не нашли своего продолжения».
Есть, конечно, фильмы, которые получают призы, есть кассовые фильмы, есть специалисты, но все они делают подражательные фильмы европейскому и голливудскому кино. По настоящему, полнокровно, своеобразно национального характера они создать не способны. Нельзя снимать фильм, подражая Голливуду. Кино должно расти от корней.
Нельзя обособлять. Нужно вокруг смотреть, нужно себя выразить, нужно свой путь найти. Все надо вокруг смотреть, какие поиски, какие достижения, нельзя топтаться на месте.
С одной стороны я поддерживаю, что наступил такой момент, что кто захочет, тот и снимает фильм. Это все создает общую атмосферу. С годами это приведет к тому, что у нас выйдет собственная культура кино. Шедевры рождаются на фоне серой профессиональной кинематографической культуры.
Кино это искусство молодых. Пока есть огонь в душе, режиссер должен творить. А когда силы иссякают, один профессионализм он ничего не дает.
Пусть сформируется огромная армия талантливых актеров, режиссеров, операторов. Пусть они все время практикуются на фильмах частных киностудий. Именно частные киностудии показали, что у нас есть талантливые актеры. Частное кино – это большая школа.»