так более подходящей рубрики не вижу решил открыть тему здесь
Словарь кинотерминов
«Бронзовый медведь»
«БРОНЗОВЫЙ МЕДВЕДЬ», приз Берлинского международного кинофестиваля, проходящего с 1951 (присуждался в некоторые годы).
«Золотая пальмовая ветвь»
«ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ», специальная премия международного кинофестиваля в Канне, проходящего с1946.
«Золотой лев»
«ЗОЛОТОЙ ЛЕВ», премия (высшая награда) кинофестиваля в Венеции, проводящегося с 1932.
«Золотой медведь»
«ЗОЛОТОЙ МЕДВЕДЬ», приз (высшая награда) Берлинского международного кинофестиваля, проходящего с 1951.
«инди»
«ИНДИ» (англ. indie, сокращение от independent — независимый), американские (голливудские) мелкие независимые кинокомпании.
«Мейджоры»
«МЕЙДЖОРЫ» (англ. majors, от major — главный, крупный). Американские (голливудские) крупнейшие кинокомпании.
«Ника»
«НИКА», премия, учрежденная в 1988 Секретариатом Союза кинематографистов СССР, с 1992 российская премия. Эта профессиональная награда сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации Союза кинематографистов. С начала 90-х годов окончательное решение выносят своего рода киноакадемики, избранные из числа кинематографистов.
«Сезар»
«СЕЗАР», премия присуждаемая французским и иностранным фильмам с 1976 по итогам предшествующего награждению киногода. Помимо принятых в номинации «Оскара» категорий, введены новые — за режиссерский дебют и призы юным актерам и актрисам, подающим надежды.
«Серебряный медведь»
«СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ», приз Берлинского международного кинофестиваля, проходящего с 1951.
«Феликс»
«ФЕЛИКС», приз европейской Киноакадемии, который вручается кинематографистам Европы, противостоящим засилью американского кино (с конца 1988). Приз призван соперничать по значимости и престижности с заокеанским «Оскаром». Как правило, награждаются деятели европейского кино, находящиеся в стороне от коммерческого кинематографа, но не авангардисты, а развивающие в основном традиционное кино.
Аберрация
АБЕРРАЦИЯ оптических систем (лат. aberratio — уклонение), искажения изображения, вызванные неидеальностью оптической системы: изображение не вполне отчетливо, неточно соответствует объекту или окрашено. Различают геометрическую (сферическая аберрация, кома, астигматизм, кривизна поля изображения, дисторсия), хроматическую и дифракционную аберрацию.
Автор в кино
АВТОР В КИНО, проблема, серьезное обсуждение которой началось во второй половине 40-х годов, когда французские критики выдвинули так называемую авторскую теорию ("theorie d'auteur") кинематографа, в соответствии с которой автором фильма является режиссер с его уникальным видением реальности и глубоко личным отношением к сюжету. Исходным импульсом к созданию "авторской теории" послужила статья А. Астрюка "Камера-стило" или "Камера-перо" ("Le сamera stylo"), в которой утверждалось, что фильм создается с помощью камеры "здесь и сейчас", независимо от заранее сформулированных идей и концепций. Таким образом, когда создание ленты было осознано как протекающий во времени творческий акт, возник вопрос о субъекте этого творческого процесса. Ответ на него был дан Ф. Трюффо, тогда еще критиком журнала "Кайе дю синема", в его статье "Определенная тенденция во французском кино" (1954). В ней Трюффо провозгласил "политику автора" ("la politique des auteurs") и подверг критике картины, в которых сценарий механически переносится на экран. Трюффо видел в фильме воплощение глубоко личного мироощущения режиссера, которое он трансформирует в экранные образы, пусть даже и пользуясь готовым сценарием.
Взгляды Трюффо и других критиков "Кайе дю синема" получили распространение и в США после того, как в 1962 была опубликована статья Э. Сэрриса "Заметки по поводу "авторской теории", которая сводилась к трем основным положениям: режиссер должен владеть технической стороной кинематографа; уметь выражать свое личностное начало в фильме, используя технические навыки, а также придавать каждой своей работе внутреннее значение, производное от конфликта между персональным видением режиссера и кинематографическим материалом. Недостатки подобной "авторской теории" очевидны. Она не только недооценивает роль других участников кинопроцесса (сценариста, актера, оператора, композитора), но и не учитывает те случаи, когда все перечисленные характеристики "авторства" относятся не к режиссеру (так, например, специфическое видение голливудского хореографа Басби Беркли делает его единоличным автором многих мюзиклов, в которых он был постановщиком музыкальных номеров, но не режиссером). В "авторской теории" плохо объяснимы случаи, когда "авторское начало" одного и того же режиссера получает диаметрально противоположное выражение на разных этапах его карьеры (сравните, например, "Леди на день" и "Мышьяк и старое кружево" Ф. Капры), а также когда подлинным "автором" ленты становится эпоха (замечательный
"черный фильм" "Почтальон всегда звонит дважды" рядового режиссера Т. Гарнетта).
Таким образом, правильнее говорить не о режиссере-авторе, а об авторском начале в кинематографе, носителем которого далеко не всегда является один лишь режиссер. В последние десятилетия "авторская теория" была подвергнута жесткой критике с позиций структуралистских и постструктуралистских теорий, но неожиданно возродилась в практике американских продюсеров. Стремясь удешевить кинопроизводство, в 90-е годы они все чаще стали обращаться к независимому кинематографу в поисках индивидуальных или, если угодно, "авторских" рецептов успеха.
Анаморфотная оптика
Анастигмат
Анимационное кино
АНИМАЦИОННОЕ КИНО (анимация) (англ. animation от лат. animatus — живой, одушевленный), то же, что и мультиприкационное кино.
Арт-хаус
Астигматизм
Афокальная система
Блокбастер
БЛОКБАСТЕР (англ. blockbuster, букв. — бомба большого калибра), в кино жаргонный термин обозначающий высокобюджетный фильм (свыше 100 млн. долларов). Термин блокбастер приобрел настоящее значение после выпуска в 1975 фильма С. Спилберга «Челюсти». К блокбастерам можно отнести также такие фильмы, как «Терминатор», «Терминатор-2», «Водный путь». Из прошлых дорогостоящих постановок в разряд блокбастеров попали бы фильмы «Лоуренс Аравийский» (1962), «Клеопатра» (1963).
Бобина
Видеокассета
Видовой фильм
ВИДОВОЙ ФИЛЬМ, географический, географо-этнографический, краеведческий фильм. Первый видовой фильм снят во Франции в 1895, в России — в 1907.
Гэг
ГЭГ (англ. gag), в кино остроумная шутка, эпизод; комический трюк, например, движущийся горб Марти Фелдмана в фильме «Молодой Франкенштейн» (1974).
Диапозитив
Диапроектор
Диафильм
Диафрагменное число
Дисторсия
Звукооператор
ЗВУКООПЕРАТОР, участник съемочной группы, который осуществляет звуковое сопровождение фильма в соответствии с общим идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссера-постановщика. Участвует в работе по созданию фильма на всех этапах, начиная от разработки режиссерского сценария до сдачи фильма, проводит пробные записи звука, осуществляет синхронную звукозапись, речевое и шумовое озвучивание и запись музыки, руководит монтажом фонограмм, вместе с режиссером-постановщиком осуществляет перезапись фонограмм, создавая единую звуковую композицию фильма.
Кадрик
КАДРИК кинематографический, отдельный фотографический снимок на кинопленке, на котором зафиксирована одна из последовательных фаз движения объекта съемки или его статичного положения.
Кастинг
КАСТИНГ (англ. casting), подбор актеров-исполнителей для фильма. На начальной стадии подбор ведется с помощью фотографий, затем проходят пробы.
Каше
КАШЕ (от франц. caher — прятать, заслонять), непрозрачная заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (прямоугольника, ромба, треугольника, овала и т.п.).
Кинематограф
КИНЕМАТОГРАФ (от греч. kinema, род. п. кinematos — движение и grapho — пишу), первоначальное название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран, а также комплекс устройств и методов, обеспечивающих съемку и демонстрацию фильма. Термин «кинематограф» впервые появился и стал общепринятым в его французском варианте «синематограф», обозначающим систему создания и показа фильмов, разработанную братьями Люмьер. Часто термин «кинематограф» употребляют в значении «киноискусство».
Кинематография
КИНЕМАТОГРАФИЯ, искусство воспроизведения на экране заснятых на сверхчувствительную пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности; кинематографией также называется отрасль культуры и экономики, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, в кинотеатрах, на кинопередвижках, по ТВ, записанными на видеокассетах и видеодисках. Создание фильмов происходит на киностудиях.
Кинетоскоп
Кино
КИНО, широко распространенное сокращенное название киноискусства, кинематографии или кинотеатра.
Киноаппарат
Киноведение
КИНОВЕДЕНИЕ, наука о кино, изучающая теорию и историю киноискусства, в т. ч. актерское творчество, режиссуру, проблемы кинодраматургии, киномузыку, искусство оператора и художника и др. С киноведением непосредственно связана кинокритика, анализирующая текущую жизнь киноискусства.
Киномузыка
КИНОМУЗЫКА, инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кинофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая). Один из важнейших компонентов фильма.
Кинопередвижка
Кинопленка
Кинопроектор
Кинопроекционный аппарат
Кинопрокат
Киносеанс
Киностудия
Киносъемочный аппарат
Кинотеатр
Киноустановка
Кинофестиваль
Кинофикация
Кинофильм КИНОФИЛЬМ, см. Фильм
Кинохроника
Колоризация
Комическая
Контратипирование фильма
Круговая кинопанорама
Кругорама
Линза
Макросъемка
Микросъемка
Многократное экспонирование
Монтажер
МОНТАЖЕР, специалист, осуществляющий монтаж в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями режиссера-постановщика. Руководит техническими операциями по разборке материала, его разметке, склейке, подготовке к озвучиванию и перезаписи, синхронизации, сдаче материала в фильмотеку.
Монтажный план
Мыльная опера
МЫЛЬНАЯ ОПЕРА», многосерийная телевизионная мелодрама, сюжет которой насыщен любовными конфликтами, семейными драмами с непременным хэппи-эндом в финале. «Мыльные оперы» пользуются, как правило, большой популярностью у зрителей. Своим названием обязана американской компании по производству мыла, которая после Второй мировой войны финансировала первые дневные радиопередачи, предназначенные для домохозяек. К жанру «мыльной оперы» можно отнести популярные транслировавшиеся по отечественному телевидению американские сериалы «Санта-Барбара», «Династия», бразильский «Рабыня Изаура», мексиканский «Богатые тоже плачут».
Научно-исследовательское кино
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КИНО, один из видов научного кино, используемый как средство кинодокументации и исследования в научной и производственной деятельности людей. Съемка лабораторных экспериментов, хирургических операций, археологических раскопок и т. д. позволяет воспроизводить на экране изучаемые объекты, явления и процессы в том виде, как их воспринимает глаз человека при непосредственном наблюдении. При исследовательских киносъемках используются специальные съемочные аппараты, специальные кинопленки и различные технические средства и методы, позволяющие запечатлеть объекты, явления и процессы, недоступные для непосредственного наблюдения. Например, объекты малого размера (бактерии, вирусы и т. п.) снимаются методом микросъемки. Объекты и явления, значительно удаленные и не различимые глазом, исследуются методом телекиносъемки, основанной на использовании длиннофокусных объективов. Первые исследовательские съемки при изучении поведения животных, а также движения небесных светил были произведены в начале 70-х годов 19 века. В России зарождение научно-исследовательского кино совпадает с начальным этапом развития отечественной кинематографии. Научно-исследовательское кино стало одним из важных средств научных исследований. В свою очередь развитие науки непрерывно обогащает этот вид кино новыми техническими возможностями.
Научно-популярное кино
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО, один из видов научного кино. Излагает в доступной широкому кругу зрителей форме основы различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания, рассказывает о жизни и деятельности ученых, о ходе научных поисков, о роли научных открытий и т. д. Впервые научно-популярные фильмы появились в 1897, во Франции и Германии. В России зарождение научно-популярного кино связано с деятельностью группы московских ученых и кинематографистов, организовавших в 1911 научный отдел на кинофабрике А. А. Ханжонкова, выпустившей за период 1911-1914 ряд короткометражных научно-просветительских лент. В 30-х годах научно-популярное кино получило самостоятельную производственную базу — киностудии научных и учебно-технических фильмов («Центрнаучфильм» в Москве, «Леннаучфильм» в Ленинграде и др.). Широко распространен показ научно-популярных фильмов по телевидению (циклы «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное-невероятное», «Третий глаз» и др.). В научно-популярном кино используются обычные изобразительные средства, как в документальном и художественном кино.
Научно-фантастический фильм
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ (англ. science-fiction), так называемая «серьезная» или «научная фантастика», помимо того, что она разрабатывает научные проблемы, предсказывает пути технического прогресса, предвосхищает изобретение новинок, все же основной упор делает на поиски контакта с неведомым (если речь идет о космических, внеземных материях). Или акцентирует внимание на выявлении чисто человеческой подоплеки всевозможных экспериментов в земных условиях и, наконец, на условиях развития общества в будущем, на судьбах человеческой цивилизации в целом. В картинах первой группы существует стремление авторов избавиться от излишней сенсационности в живописании внешних ужасов и подчеркнуть внутренний драматизм контактов с инопланетными существами на Земле или за ее пределами. Уже в лентах 50-х годов (первая версия «Нечто» К. Найби и Х. Хоукса, «День, когда Земля остановилась» Р. Уайза, обе — 1951, «Вторжение похитителей тел» Д. Сигела, 1956) появляется подобный мотив, мало привлекавший режиссеров позднее, поскольку они были в большей степени поражены открывшимися новыми техническими возможностями. Только в экранизациях заметных произведений фантастической литературы («Планета обезьян» Ф. Шефнера, 1968, «2001 год: Космическая одиссея» С. Кубрика, 1968, «Марсианские хроники» М. Андерсона, 1979, «2010» П. Хайамса, 1984, сюда же можно было бы отнести «Солярис» А. Тарковского, 1972), отчасти в новой версии «Вторжения похитителей тел» (1978) Ф. Кауфмана, в фильме «Чужой» (1979) Р. Скотта была развита тема контакта с неведомым. Отдельно следует упомянуть значительное произведение в истории кинофантастики — «Близкие контакты третьего вида» (1977) С. Спилберга. Это умная, «интеллигентная» (по определению одного американского критика) научно-фантастическая лента, рассказывающая о попытке установления непосредственных контактов с внеземной цивилизацией. Спустя 20 лет появились еще две картины, которые демонстративно спорят («День независимости» Р. Эммериха, 1996) или же развивают на новом этапе спилберговскую идею («Контакт» Р. Земекиса, 1997). Фильмы второй группы научно-фантастического кино, как правило, решены в динамичных увлекательных жанрах. Ряд из них относятся к фантастическим «боевикам» и триллерам. Можно дополнительно упомянуть такие ленты, как «Прикосновение медузы» (1978) Дж. Гоулда, «Реаниматор» (1985) С. Гордона, «Линк» (1986) Р. Фрэнклина, «Внутренний космос» (1987) Дж. Данте, «Вылитые копии» (1988) Д. Кроненберга, которые с разной степенью успеха повествуют о загадках человеческой натуры, о рискованных опытах ученых, не задумывающихся о возможных последствиях своих открытий. Традиция, как известно, берет исток во «Франкенштейне», но в последнее время в фантастике большое внимание уделяется также проблеме сохранения окружающей среды («День Дельфина» М. Николса, 1973, «Тихая земля» Дж. Мерфи, 1985), выживанию человеческого рода в неблагоприятных биологических условиях («Хроника Хеллстрома» У. Грина, 1971, «Гамбургская болезнь» П. Фляйшмана, 1979, «Эпидемия» В. Петерсена, 1995 — хотя в последнем случае реальные пугающие события произошли чуть ли не сразу после съемок). Но прежде всего в послевоенную, ядерную эпоху фантастов беспокоит угроза уничтожения человечества в результате 3-й мировой войны или случайного отказа «системы безопасности». Об этом предупреждали картины на рубеже 50-60-х годов («На последнем берегу» С. Крамера, 1959, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу» С. Кубрика, 1963, «Система безопасности» С. Люмета, 1964). Ленты 80-х годов уже рисовали апокалиптическое развитие событий после ядерной войны как бы в обыденном плане, с конкретным и достоверным, доступным пониманию каждого изложением всех обстоятельств, с которыми встретятся люди после ядерного взрыва («На следующий день» Н. Мейера, 1983, «Нити» М. Джексона, 1984, «Завещание» Л. Литтмена, 1983). Наряду с этим широкое распространение под воздействием литературных пророчеств (в первую очередь произведений Е. Замятина, Дж. Оруэлла, О. Хаксли), широко распространившихся настроений, возникших в бурных реалиях 20 века, получили философские притчи-предсказания, различного рода антиутопии. Еще в 1926 году Ф. Ланг поразил своим фильмом «Метрополис» — мрачным предвестием эпохи тоталитарных государств, технократического развития общества. Его же ленты «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «Завещание доктора Мабузе» (1933) и «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1961) предрекали возникновение культа сверхличности, создающей систему подавления, превращения людей в марионеток. Отголоски картин Ф. Ланга можно найти в романе «1984» Дж. Оруэлла, в его экранизациях 1955 (режиссер М. Андерсон) и 1984 (М. Рэдфорд) и в целом ряде «пророчеств из будущего»: «Альфавиль» (1965) Ж.-Л. Годара, «451 по Фаренгейту» (1966) Ф. Трюффо, «Заводной апельсин» (1971) С. Кубрика, «Зардоз» (1973) Дж. Бурмена, «Бразилия» (1985) и «12 обезьян» (1995) Т. Гиллиама. Но еще большее значение для истории кино и фантастики, в частности, приобретает с годами величественная «2001 год: Космическая одиссея» (1968), жанр которой точно определен в подзаголовке. Опыт С. Кубрика уникален тем, что он смог в одном произведении охватить немалое количество ключевых тем и проблем человеческой цивилизации — от далекого прошлого до будущего 21 века, казавшегося еще фантастическим за 32 года до его наступления. Финальный кадр этой ленты (человеческий зародыш в космическом пространстве) — многозначный символ, один из смыслов можно определить так: человечество находится лишь на начальной стадии развития и познания внутреннего и внешнего космоса. Его одиссея — у самых истоков бесконечного пути в неведомое. Точно так же можно сказать, что фантастическая киноодиссея 20 века, несмотря на очевидные обретения и достижения в запечатлении и понимании действительности, человеческой жизни, судеб цивилизации — словно из будущего или из мира ирреального, сверхъестественного, неведомого — на самом деле только вышла из возраста младенчества. Хотя как истинный вундеркинд это молодое кино умеет не только играть и забавлять других, но и задумываться уже о многом, что еще предстоит познать и пережить.
Научное кино
НАУЧНОЕ КИНО, область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоятельных видах: научно-популярное кино, учебное кино, научно-исследовательское кино, научно-производственное кино. Каждый вид выполняет свою функцию и использует специфические средства выразительности. В 1947 была создана Международная ассоциация научного кино, членом которой с момента ее основания стал СССР.
Негативная пленка
Немое кино
Обратная киносъемка
Обтюратор
Объектив переменного фокусного расстояния (ОПФ)
Оптические и визуальные эффекты
ОПФ
Особоширокоугольный объектив
Относительное отверстие
Павильонная киносъемка
Панорамное кино
ПАНОРАМНОЕ КИНО, вид кинематографа, в котором фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки, при этом на каждой получается треть изображения объекта; проецирование осуществляется тремя кинопроекторами на соответствующие части сильно изогнутого экрана больших размеров (несколько сот кв. м).
Перспектива
Перспективных совмещений метод
План кинематографический
Позитивная пленка
Полиэкран
Порно
ПОРНО (англ. porno, от греч. pornos — развратник), относящийся к порнографическому фильму, а также сам порнографический фильм.
Проекционных совмещений метод
Проецирование
Ретрофильм
Рирпроекции метод
Сверхширокоугольный объектив
Сверхъестественная (жуткая) фантастика
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ (ЖУТКАЯ) ФАНТАСТИКА (англ. weird fiction), чтобы как-то разделить трудноразличимые жанры «сверхъестественной фантастики» и «фильмов ужасов», вполне допустимо отнести вампиров, зомби, живых мертвецов и т. п. к «фильмам ужасов», а необъяснимые наукой явления — от «полтергейста» до инопланетян — к жуткой фантастике. К ней, видимо, следует отнести и картины о всевозможных экспериментах ученых, об исследованиях паранормальных свойств человека. Хотя на практике все равно получается, что фильмы оказываются на стыке жанров. Если взять, например, многочисленные экранизации произведений С. Кинга, то и они довольно разнородны. Чиллер (то есть приводящий в состояние озноба) «Кэрри» (1976) Б. Де Пальмы не похож на мистический «фильм ужасов» «Сияние» (1980) С. Кубрика. В большей степени «боевик» — «Испускающая огонь» /«Воспламеняющая взглядом» (1984) М. Лестера — отличается от чуть комедийной картины «Кристина» (1983) Дж. Карпентера. Даже в одной ленте «Кошачий глаз» (1984) Л. Тига собраны три разные по жанру новеллы — анекдот, триллер и сказка. А «Мертвая зона» (1983) Д. Кроненберга является настоящей политической антиутопией. С другой стороны, фильмы «Ярость» (1978) Б. Де Пальмы, «Сканнеры» (1980) Д. Кроненберга, «Возвращение живых мертвецов» (1985) Д. О’Бэннона, «Родственник» (1987) Дж. Оброу и С. Карпентера да и киносериал «Полтергейст» (1984-1988), «Особь» (1995) Р. Доналдсона могут быть причислены к «фильмам ужасов», а также одновременно к фантастике. А еще кинематографисты кинулись осваивать водную стихию, где тоже можно найти много неведомого и повергающего в ужас («Левиафан» Дж. Пан Косматоса и «Бездна» Дж. Кэмерона, оба — 1989). Согласившись на компромиссное определение «фантастический фильм ужасов», нетрудно уловить сходство земных «Гремлинов» (1984) Дж. Данте с инопланетными «Зубастиками» (1986) С. Херека, прилетевшего на Землю «Хищника» (1987) Дж. Мактирнена с «Болотной тварью» (1982) У. Крейвена. Наиболее же примечательны четыре картины в жанре «жуткой кинофантастики» — «Чужой» (1979) Р. Скотта, «Чужие» (1986) Дж. Кэмерона (они не случайно лидируют и в списке рекордсменов проката среди произведений подобного типа), «Нечто» (1982) Дж. Карпентера и «Муха» (1986) Д. Кроненберга. Однако человеческий аспект, конфликт любовного чувства и страх перед непредсказуемым развитием событий в конечном счете, выделяют ленту «Муха» из целой серии фильмов о превращении людей в различных тварей. Конечно, процесс преображения ученого, занимающегося проблемами телепортации и в результате неудачного эксперимента ставшего громадной мухой, исполнен актерски и технически безупречно, но именно сопереживание, сострадание к герою и его возлюбленной заставляют относиться к «Мухе» не только как к фантастическому фильму ужасов. Любопытно, что в список двадцати лучших картин 80-х годов по опросу среди ведущих критиков США попали три ленты с элементами фантастики, которые так или иначе обращались к человеческим чувствам (к доброте и соучастию — в «Е. Т., Инопланетянине», к испытанию любви и состраданию — в «Мухе» и «Голубом бархате»).
Сеанс
Сериал
Серии
Синематограф
Синерама
Скачковый механизм
Слайд
Старлетка
СТАРЛЕТКА (англ. starlet), молодая начинающая актриса, обладающая хорошими внешними данными.
Стедикам
Стереоскопическая киносъемка
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ КИНОСЪЕМКА, обеспечивает получение на кинопленке изображения в виде стереопар (объект снимают одновременно с двух или нескольких точек зрения). Проецирование такой кинопленки на экран (с использованием специальной аппаратуры) позволяет зрителю видеть изображение объемным.
Стереоскопическое кино
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО (стереокино), вид кинематографа, технические средства которого создают у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов. Первый стереоскопический художественный фильм в СССР — «Концерт» (1940). Дальнейшего развития стереоскопическое кино не получило. * в настоящее время все большее число фильмов снимают именно таким образом.
Стоп-камера
СТОП-КАМЕРА, прием киносъемки, применяемый для создания в фильме эффектов внезапного превращения, появления или исчезновения объекта изображения и т.п. По команде режиссера «Стоп!» киноаппарат останавливается, все действующие лица при этом «замирают» и производятся необходимые подмены, после чего съемку по команде «Мотор!» возобновляют. Так, на человеке может оказаться другой костюм, кошка превратится в собаку, тыква в карету и т.п. С помощью «стоп-камеры» снимают не только «фокусы», но и реалистические сцены, когда действия актеров сопряжены с опасностью для их жизни. При монтаже фильма кадры, в которых актеры оставались неподвижными, вырезают, в результате при демонстрации фильма зритель видит на экране непрерывное действие, в ходе которого совершаются неожиданные превращения и различные трюки.
Стробоскопический эффект
Телевизионный фильм
Телекинопроектор
Телефильм
ТЕЛЕФИЛЬМ, см. Телевизионный фильм
Типаж
Титр
Тонателье
Учебное кино
Фильм
ФИЛЬМ (кинофильм) (англ. film, букв. — пленка), совокупность изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, (или на видеомагнитофонной ленте), связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране, а также отдельное произведение киноискусства: художественный (игровой), мультипликационный, хроникально-документальный, научно-популярный, учебный фильмы. Фильм является результатом коллективного труда съемочной группы, в состав которой входят сценарист, режиссер, оператор, художник, композитор, монтажер, звукооператор и, в игровом фильме, актеры. С точки зрения технических особенностей фильмы подразделяются на: немые, звуковые, черно-белые, цветные, широкоформатные, широкоэкранные, панорамные, стереоскопические.
Фильмокопия
Фильмоскоп
Фильмотека
Фокальная плоскость
Фокальная поверхность
Фокус
Фонотека
Фотогения
Фронтпроекции метод
Художественный фильм
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ, в наиболее употребительном значении то же, что игровой фильм — кинолента с отснятой на ней вымышленной ситуацией, в основе которой лежит художественное воспроизведение жизненного материала. Жанровые разновидности игрового фильма — кинороман, киноэпопея, киноновелла. В более широком смысле — вообще произведение киноискусства, он может быть создан не только в формах игрового кино, но также документального, мультипликационного и научно-популярного.
Цейтрафер
Цейтраферная киносъемка
Циркорама
Частота кадров
Экран
Отредактировано Highlight (2009-04-22 20:49:35)